Из какой бумаги делают деньги


Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Как Вы думаете, какой вид полиграфической продукции является самым распространенным в мире. Нет, не листовки и даже не газеты. Самый популярный вид – бумажные деньги. Конечно, всех в первую очередь интересует финансовая сторона вопроса. Но то, как осуществляют печать денег – тоже достаточно любопытно.

Бумага для денег. Износостойкость

Для печати денег обычная бумага, конечно, не подходит. И речь сейчас не идет о водяных знаках. Каждая купюра за свою жизнь постоянно сминается, стирается, увлажняется, подвергается массе самых разных воздействий. Поэтому бумага для денег должна быть невероятно стойкой и прочной.

При изготовлении такой бумаги, применяют натуральные хлопчатобумажные волокна, а перед тем, как начать печать денег, эта бумага проходит целый ряд тестов. Первое тестирование призвано определить устойчивость бумаги к истиранию. На специальных фальцевальных машинах бумагу для денег множество раз перегибают. Например, привычная нам канцелярская бумага, теряет свои свойства и начинает рваться уже через несколько перегибов. А вот бумага для денег может выдержать тысячи сложений.

Следующая задача, которая стоит перед бумагой для денег – стойкость к разрывам. Этот показатель проверяют с помощью динамометра. Он показывает, сколько метров собственного веса выдерживает бумага, пока не порвется. Для обычного листа этот показатель – не более 300 м, а вот бумага для денег держит до нескольких километров собственного веса.

Водяные знаки

Знаете, почему водяные знаки на купюрах практически невозможно подделать? Потому, что они не являются каким-то особенным видом печати, а создаются при изготовлении самой бумаги для денег. Этот процесс – технологически очень сложен и в нашей стране производством такой бумаги занимается только две бумажные фабрики: в Санкт-Петербурге и Краснокамске. Конечно, оба эти предприятия принадлежат Гознаку.

Печать денег. Какие краски используют

К краскам для печати денег предъявляют особые требования. Кроме стойкости к истиранию и выгоранию, они должны светиться под определенным спектром в детекторах, определяющих подлинность купюр. Состав и технология изготовления красок для печати денег строго засекречена. Известно только, что в нашей стране они не производятся и Гознак приобретает их в Швецарии.

Способы печати денег

Деньги печатают при помощи 4-х разных способов печати. Обычный рисунок наносится офсетным способом, металлография отвечает за нанесение углубления на купюрах. Такой уникальный метод, как Орловская печать, позволяет стыковать тончайшие линии разных цветов без разрывов и наложений. Никаким другим методом достичь такой точности невозможно. И, наконец, «высокая» печать – с ее помощью наносятся выпуклые на ощупь серийные номера.

Печать денег – целиком и полностью находится в ведении Государства. Но если Вам нужно напечатать любую другую полиграфическую продукцию, создать оригинальные бизнес сувениры или, например, напечатать на пластике – обращайтесь в ООО Фактория по телефону или на сайте в разделе «Контакты».

faktoria-print.ru

Из какой бумаги делают деньги | О банках и финансах

Популярные ответы

Похожие ответы

Чеканка монет

Продолжительное время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро либо золото расплавляли в плавильных печах, после этого мастер заливал расплавленный металл в особую форму, а второй мастер наносил удар молотом-чеканом, на котором был изображен номинал монеты либо второй рисунок. Так как оттиск по окончании удара молотом получался далеко не всегда однообразным, кое-какие монеты опять переплавлялись, а другие перечеканивались еще одним ударом молота.

Технологии чеканки монет развивались, и через некое время монеты стали изготавливаться из прута определенного диаметра, помимо этого, на боковой поверхности монеты показалась насечка, которая именуется гурт. Эта насечка была одним из способов борьбы с фальшивками, кроме этого при помощи данной насечки обозначался монетный двор, где изготавливались финансовые символы.

На данный момент разработка изготовления монет стала еще более идеальной, процесс изготовления монет стал полностью автоматизированным, монеты изготавливаются из более недорогих сплавов, очищаются особыми химикатами, а после этого на них наносится другие изображения и номинал.

Уровень качества изготовления монет заметно выросло, на данный момент многие страны производят биметаллические монеты, но выпуск многих монет не оправдывает себя. К примеру, планируется, что в скором будущем российские монетные дворы прекратят чеканить монеты номиналом в 1 и 5 копеек.

Разработка производства монет из века век постоянно шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая древние монеты и разработку их производства, возможно, как по срезу дерева, заметить, на каком уровне в то либо иное время пребывали знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, осознать, каковы были эстетические представления того либо иного региона и времени, определить какова была политическая и экономическая обстановка на тот исторический момент.

Посредством микроскопа и макрофото на поверхности монеты возможно отыскать следы практически всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, перед тем как стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера применяли последовательность приемов, характерных лишь для этого отрезка времени либо географического места чеканки.

Геродот и другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском стране Лидии. В наши дни совершенно верно установлено, что старейшие монеты показались именно там, около 685 года до направляться.э. при царе Ардизе. Изготовлялись они из электрума — золота и природного сплава серебра.

На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва.

Через пара десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена не смотря на то, что и позднее, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты скоро распространились по всей Греции, по колониям, и потом в Иране.

После этого они показались и у римлян и у большинства безжалостных племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из латуни отливались ещё в двенадцатом веке до н.э. но они имели лишь региональное значение.

Стремительное распространение монет связано с удобством их хранения, соединения и дробления, относительной громадной ценой при объёме и небольшом весе, что весьма удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных государств, в то время, когда применение монет по тем либо иным обстоятельствам прекращалось, и в качестве денег снова употреблялись товарные деньги. Так, в Киевской Руси в XII—XIV столетиях существовал безмонетный период, поскольку приток серебра из-за предела иссяк, а собственных серебряных месторождений в Киевской Руси не было.

Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи небольших подробностей рисунка штемпеля, каковые не вероятно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был так технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты для того чтобы же качества в кустарных условиях становилось неосуществимым. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, покинутыми пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для настоящей монеты штемпельного блеска.

Сейчас процесс создания монеты начинается с разработки макета будущего изделия. Размеры трехмерной дизайнерской модели больше, чем у настоящей монеты. Готовый макет покрывают силиконовой резиной, в то время, когда она загустеет, слой резины снимают и приобретают так называемый «негатив».

Негатив заполняется эпоксидной смолой, по окончании ее затвердевания приобретают «хорошее» изображение монеты.

Мастер-штампом посредством гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы («негативы»), при помощи которых делают рабочие штампы. Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока работы. Такие рабочие штампы разрешают выпустить от 250 000 до 1 000 000 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

Заготовки для монет изготавливают из особой железной ленты. В большинстве случаев, они имеют форму круга. Сперва обрабатывают боковую сторону монеты — гурт. Это делают на особой машине, которая причиняет насечки, а при надписи и необходимости.

На протяжении обработки будущие монеты нагревают до температуры 850 °С. По окончании обработки, заготовки охлаждают и обрабатывают смесью небольших железных шариков, специальных химикатов и керамических наполнителей. Эта смесь протравливает и полирует поверхность.

Затем, заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс.

Процесс штамповки всецело автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся в один момент. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

Первые попытки ксилографического печатания бумажных денег были осуществлены в Китае в эру Тан где-то в 800-х годах, но лишь при династии Сан (Sung, 960 — 1279 гг.) фидуциарная эмиссия была признана национальной экономической политикой. До этого бумажные деньги являлись только побочным продуктом в развитии печатного дела.

Первые банкноты, так именуемые «летающие деньги» (фэй-цянь), представляли собой бумажные сертификаты, платежеспособность которых обеспечивалась подворьями (дацзяны) провинциальных правительства в столице. «Летающими» их назвали по причине того, что они были несравненно легче собственного финансового эквивалента в виде бронзовых монет: связка бронзовых монет, являвшаяся в то время главной финансовой единицей, весила около трех килограмм. Обстоятельством появления фэй-цянь стало усиление межрегиональной торговли в начале IX века.

Торговцы испытывали трудности перевозки громадного количества бронзовых монет. Помимо этого, фидуциарная эмиссия экономила металлы для более ответственных потребностей.

Первые банкноты были скорее похожи на чеки, чем на современные бумажные деньги. Торговец в столице обменивал в дацзяне заработанные им наличные деньги на бумажную расписку, по которой он имел возможность после этого взять наличные деньги в провинции.

Со своей стороны, провинциальная администрация была высвобождена от необходимости перевозить солидные суммы денег в столицу для выплаты налога императору, поскольку имела возможность пользоваться финансовыми суммами, скапливающимися в дацзяне. Финансовых банкнот небольшого преимущества в Китае не было, ими пользовались только при заключении больших сделок. Бумажные деньги содержали печати и имена официальных чиновниковов, создававших выпуск банкнот.

В 812 году правительство постаралось забрать выпуск фэй-цянь в собственные руки, но данный опыт не прижился из-за больших процентов с вклада, достигавших 10%, каковые установил столичный департамент финансов.

Первые бумажные деньги показались во Франции в 1718 году , в Австрии — в первой половине 60-ых годов восемнадцатого века, в Российской Федерации же первые бумажные деньги стали печатать во второй половине 60-ых годов восемнадцатого века.

На данный момент количество разнообразных финансовых знаков неспешно значительно уменьшается, переход к евро стал причиной тому, что многие из нас не смогут подержать в руках прекраснейший голландские гульдены либо шведские марки.

Чтобы привлечь интерес нумизматов, маленькие страны вкладывают огромные финансовые средства в печать собственных купюр, довольно часто, бумажные финансовые символы отображают исторические события либо портреты знаменитостей страны.

Разработка печати банкнот

При печати банкнот различные государства применяют разные материалы, на данный момент финансовые символы печатаются на бумаги, шелке, металле либо пластике. Одним из главных способов защиты денежных средств являются водяные символы, каковые появляются на купюрах в ходе изготовления бумаги.

Первоначально не было возможности изготавливать водяные символы сложной формы, но с течением времени

разработке разрешили размещать на купюрах изображения в виде водяных знаков, каковые отображали не только номиналы купюр, но и более сложные надписи либо картинки.

Номиналы купюр зависят от экономического положения страны. Как мы знаем, что по окончании революции в Российской Федерации многие люди ходили на рынок с рулонами купюр, каковые фактически не имели никакой защиты, а в Индии до сих пор принято прокалывать и сшивать купюры в огромные пачки.

Известны случаи, в то время, когда перед началом боевых действий страну наводняли подделки, каковые изготавливались захватчиками. Перед войной с Россией, Наполеон изготовил огромное количество подделок, каковые были закинуты на территорию нашей страны. По окончании окончания отечественной войны 1812 года, российские деньги взяли более сложные совокупности защиты.

Не каждая бумага пригодна для печати банкнот, нужна отдельная, высшего сорта, которая владеет определенными техническими и потребительскими особенностями. От бумаги зависит износоустойчивость и высокое качество будущих денег. Как мы знаем, что бумагу для денег изготавливают на Ленинградской и Краснокамской фабриках Гознака на своеобразном оборудовании по засекреченной прогрессивной разработке.

Ежедневно банкноты подвергаются бессчётным манипуляциям: их вынимают и кладут, их сгибают, они переходят из рук в руки, их пересчитывают. Исходя из этого, особенное внимание уделяется их износоустойчивости. Существует два главных показателя износоустойчивости: сопротивление разрыву и излому, которое нормируется техническими условиями.

Существует таковой прибор, как фальцер, на котором выполняют опробования бумаги на излом.

В фальцере бумага подвергается разгибанию и многократному складыванию до тех пор, пока не разорвётся. Норма для финансовой бумаги равна нескольким тысячам двойных перегибов, а для офисной — 20 двойных перегибов. Динамометр употребляется для тестирования материалов на устойчивость к разрыву. Величина выражается расчетной долгой в метрах полосы бумаги, которая разрывается под действием собственного веса.

У бумаги для производства денег эта величина равна нескольким тысячам метров, тогда как у простых бумаг показатели значительно ниже. Имеется еще один ответственный показатель — это сопротивляемость бумаги к надрыву кромки, но не нормируется техническими условиями.

Деньги печатают типографским либо орловским методом. Процесс тиражирования ни при каких обстоятельствах не обходится без повреждений бумаги (разрыв волокон, не хорошо отрегулированное давление). Исходя из этого, при изготовлении бумаги для денег, ей придают особенную светопрочность, получают определенной степени белизны, механической прочности и непрозрачности.

Достигнуть продолжительного «нестарения» оказывает помощь еще одна хитрость: громадной процент льняных и хлопковых волокон в бумажном полотне. Еще один важный показатель качественности финансовых бумаг — это хорошая закрепляемость красочного слоя и его устойчивость к истиранию.

Основной элемент защиты всех ценных бумаг — водяные символы. Их наносят на бумагу еще в ходе изготовления, и они превосходно защищают от подделок. Водяные символы в виде разных рисунков и портретов требуют изготовления клише и кроме этого додают банкнотам художественную сокровище.

Водяной символ (кроме этого филигрань) — видимое изображение либо рисунок на бумаге, что выглядит ярче при просмотре на просвет (либо чернее при просмотре в отражённом свете на чёрном фоне). Водяной символ приобретают вдавливанием железного сетчатого валика либо эгутёра (дендироли, ровнителя) в бумагу в ходе её изготовления. При отливе бумаги на различных участках намерено формируются слои с разной толщиной.

Для данной цели были созданы особые разработки для создания повторяющихся иллюстраций — и рисунков узоров, расположенных в нужных местах банкнот.

В особых мастерских по картинкам делают дендироли и штампы. Дендироль либо ровнитель — лёгкий валик, покрытый материалом, похожим на оконную сетку, на которой нанесён рельефный рисунок. Граверы вместе с другими экспертами переносят фотографии и творения живописцев на дендироль.

Ровнитель крепится на сетке бумагоделательной автомобили, при вращении которого и отпечатывается (вдавливается) рисунок. Подобным методом формируются неспециализированные водяные символы (узоры).

Штампы употребляются для получения местных художественных знаков. Но в промышленных масштабах бумагу для будущих финансовых знаков изготавливают на цилиндрической бумажной машине. Вот на таковой сетке, с отштампованными картинками символа, создаются условия для получения зафиксированного многотонового художественного изображения, что снабжает правильное совпадение местной иллюстрации с печатным изображением.

Водяные символы-портреты сложны в изготовлении и требуют особого оборудования, их весьма сложно подделать. И без стандартной столовой бумагоделательной машиной тут не обойтись. Время от времени водяные символы так искусны, что они близки к произведениям изобразительного мастерства. К таким возможно отнести портреты на финансовых символах времен Перта I, Екатерины II и В.И.

Ленина.

В качестве дополнительных защитных элементов применяют узкие цветные нити, металлизированную нить, волокна, каковые видны только в свете лучей определенного спектра.

На данный момент ручной труд рабочих на операции дефектовки купюр из пачки, всецело заменён сортировочно-вычислительными автомобилями. Кроме этого оборудование комплектует годные банкноты в блоки по 100 экземпляров. После этого блоки формируют в пачки по 1000 наборов, обандероливаются и пакуются в термоплёнку.

Заказать печать денег в простой типографии конечно нереально — это привилегия национальных предприятий и органов.

Как печатают доллары США

На данный момент американский доллар есть одной из самых популярных валют. Для изготовления долларовых купюр употребляется специальная бумага, которая на 25 % складывается из льняной нити и на 75 % — из хлопковой, бумага для печати американских денег имеет уникальный цвет, и маленькие шелковые вкрапления, каковые видны в ультрафиолетовом свете.

Печать долларов происходит на долгих рулонах бумаги, ширина которого образовывает 64,26 сантиметра, а протяженность 7–8 тысяч метров. Любая купюра может иметь отклонение по размерам, которое не имеет возможности быть больше 2 миллиметров.

Вес каждой купюры образовывает около 1 грамма, а чтобы купюра испортилась, нужно согнуть ее в одном месте не меньше 4000 раз. Главным секретом изготовления американского доллара есть состав краски, что употребляется при печати купюр.

Для печати лицевой стороны американских денег употребляется тёмная краска, которая владеет магнитными особенностями. Для печати оборотной стороны купюры применяют зеленоватую краску, которая напротив, не владеет магнитными особенностями. Как раз из-за зеленой краски американский доллар и взял множество жаргонных названий.

Разработка печати американского доллара достаточно сложна, бумагу пропускают через три печатных валика, каковые употребляются для металлографического метода печати. Первоначально печатается оборотная сторона купюры, после этого купюра сушится при температуре 135 градусов Цельсия, а по окончании печатается лицевая сторона купюры. На данный момент при печати долларов употребляются разные виды защиты, такие как микропечать либо защитные нити.

Для борьбы с фальшивомонетчиками, дизайн долларовых купюр изменяется один раз в 7–10 лет.

В среднем, купюра в один американский доллар «живет» около 2 лет, купюра в 100 долларов может пребывать в обороте до 5 лет.

Одной из самых прекрасных американских купюр есть купюра в 2 американского доллара. Выпуск ее был прекращен в 2003 году из-за через чур большой стоимости печати. Взглянуть, как выглядит эта банкнота, возможно тут .

Как печатают евро

Евро на данный момент есть одной из самых защищенных валют. Все купюры евро значительно отличаются по размеру друг от друга, что формирует кое-какие неудобства для туристов, далеко не всегда купюру комфортно носить в кошельке.

При печати евро, традиционно, употребляются водяные символы, на которых обозначен как номинал купюры, так и изображение, которое находится на лицевой стороне. В середине купюры находится железная нить, на которой расположена надпись евро и номинал купюры. На лицевой стороне евро в левом нижнем углу находится микротекст, что соответствует номиналу купюры.

Одним из самый технически сложных способов защиты купюры от подделки есть голографический рисунок, что «вплетен» в структуру купюры. Еще одним методом защиты купюры есть перфорация, которая обозначает ее номинал. При печати евро кроме этого употребляются флюорисцентные штриховые узоры и чернила.

Разработка печати евро кроме этого очень разнообразна, при печати денег употребляется двухцветная металлография, офсетный метод, и большой рельефные методы и способ печати печати.

Для защиты европейских денег — евро от подделок, используется уникальный способ «контрольной суммы». В случае если сложить все цифры номера купюры и добавить порядковый номер буквы латинского алфавита, которая напечатана на купюре, то обязана оказаться цифра 8.

Источник: www.genon.ru

Как делать деньги

Увлекательные записи:
Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:
  • Бумажные деньги царской россии

    Уже в середине XVIII века существовала потребность в реформировании совокупности наличного расчета в царской России. Главной расчетной единицей в то…

  • Как печатают деньги

    Популярные ответы Похожие ответы Чеканка монет Продолжительное время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро либо золото расплавляли в…

  • Когда появились бумажные деньги

    Популярные ответы Похожие ответы Чеканка монет Продолжительное время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро либо золото расплавляли в…

  • Как печатают деньги в россии?

    28 августа, 15 аноним, Чеканка монет Продолжительное время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро либо золото расплавляли в плавильных…

  • Валюта испании. какие деньги в испании

    Какая валюта в Испании действует на данный момент? Как и в большинстве европейских стран, в стране употребляется евро. Эта валюта была введена в…

  • На какой бумаге печатают деньги?

    Сейчас наступила эра электронных денег, не смотря на то, что в обращении так же, как и прежде большое количество монет и бумажных денег. Не обращая…

kapitalbank.ru

Как делают бумажные деньги

Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег. Бумага используется с этой же целью и сейчас. Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага — это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад…

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка.

Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже).

Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.

Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.

Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре.

Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины.

Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты.

Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.

Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров.

В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры.

Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Вот, как печатают доллары США:

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.

Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.

Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением.

Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.

После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

link Похожие материалы:

www.softmixer.com

Из какой бумаги делают деньги

Чеканка монет

Долгое время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро или золото расплавляли в плавильных печах, затем мастер заливал расплавленный металл в специальную форму, а другой мастер наносил удар молотом-чеканом, на котором был изображен номинал монеты или другой рисунок. Так как оттиск после удара молотом получался далеко не всегда одинаковым, некоторые монеты снова переплавлялись, а другие перечеканивались еще одним ударом молота.

Технологии чеканки монет развивались, и через некоторое время монеты стали изготавливаться из прута определенного диаметра, кроме того, на боковой поверхности монеты появилась насечка, которая называется гурт. Данная насечка была одним из способов борьбы с фальшивками, также при помощи данной насечки обозначался монетный двор, где изготавливались денежные знаки.

В настоящее время технология изготовления монет стала еще более совершенной, процесс изготовления монет стал практически полностью автоматизированным, монеты изготавливаются из более дешевых сплавов, очищаются специальными химикатами, а затем на них наносится номинал и другие изображения.

Качество изготовления монет заметно выросло, в настоящее время многие государства выпускают биметаллические монеты, но, к сожалению, выпуск многих монет не оправдывает себя. Например, планируется, что в ближайшее время российские монетные дворы перестанут чеканить монеты номиналом в 1 и 5 копеек.

Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.

С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки.

Геродот и некоторые другие авторы древности писали о том, что первые монеты были отчеканены в малоазийском государстве Лидии. В наше время точно установлено, что древнейшие монеты появились именно там, около 685 года до н.э. при царе Ардизе. Изготовлялись они из электрума — природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стоит проба, на другой — голова ассирийского льва.

Через несколько десятилетий монеты начали изготовлять в греческом городе Эгине. Они чеканились из серебра и отличались по форме от лидийских. Предполагают, что в Эгине монета была изобретена хотя и позже, но независимо от Лидии. Из Лидии и Эгины монеты быстро распространились по всей Греции, по колониям, и далее в Иране. Затем они появились и у римлян и у многих варварских племён. Самостоятельно монеты были изобретены в Индии и Китае. Причём в Китае первые монеты из бронзы отливались ещё в XII веке до н.э. но они имели только региональное значение.

Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось, и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.

Сегодня процесс создания монеты начинается с разработки макета будущего изделия. Размеры трехмерной дизайнерской модели больше, чем у реальной монеты. Готовый макет покрывают силиконовой резиной, когда она загустеет, слой резины снимают и получают так называемый «негатив». Негатив заполняется эпоксидной смолой, после ее затвердевания получают «позитивное» изображение монеты.

Мастер-штампом с помощью гидравлического пресса изготавливают другие мастер-штампы («негативы»), при помощи которых делают рабочие штампы. Эти штампы обрабатывают, закаляют, хромируют для увеличения срока службы. Такие рабочие штампы позволяют выпустить от 250 000 до 1 000 000 монет (это зависит от твердости сплава, из которого делаются монеты, и размера монеты).

Заготовки для монет изготавливают из специальной металлической ленты. Как правило, они имеют форму круга. Сначала обрабатывают боковую сторону монеты — гурт. Это делают на специальной машине, которая наносит насечки, а при необходимости и надписи. Во время обработки будущие монеты нагревают до температуры 850 °С. После обработки, заготовки охлаждают и обрабатывают смесью мельчайших металлических шариков, керамических наполнителей и специальных химикатов. Эта смесь протравливает и полирует поверхность. После этого, заготовки сушат горячим воздухом и загружают в монетный пресс.

Процесс штамповки полностью автоматизирован. Обе стороны монеты воспроизводятся одновременно. Дефектные монеты отбраковываются, годные к обращению подсчитываются и упаковываются.

Первые попытки ксилографического печатания бумажных денег были осуществлены в Китае в эпоху Тан где-то в 800-х годах, но только при династии Сан (Sung, 960 — 1279 гг.) фидуциарная эмиссия была признана государственной экономической политикой. До этого бумажные деньги являлись лишь побочным продуктом в развитии печатного дела.

Первые банкноты, так называемые «летающие деньги» (фэй-цянь), представляли собой бумажные сертификаты, платежеспособность которых обеспечивалась подворьями (дацзяны) провинциальных властей в столице. «Летающими» их назвали из-за того, что они были несравненно легче своего денежного эквивалента в виде медных монет: связка медных монет, являвшаяся в то время основной денежной единицей, весила около 3 кг. Причиной появления фэй-цянь стало усиление межрегиональной торговли в начале IX века. Торговцы испытывали трудности перевозки большого количества медных монет. Кроме того, фидуциарная эмиссия экономила металлы для более важных нужд.

Первые банкноты были скорее похожи на чеки, чем на современные бумажные деньги. Торговец в столице обменивал в дацзяне заработанные им наличные деньги на бумажную расписку, по которой он мог затем получить наличные деньги в провинции. В свою очередь, провинциальная администрация была освобождена от необходимости перевозить большие суммы денег в столицу для выплаты налога императору, так как могла пользоваться денежными суммами, скапливающимися в дацзяне. Денежных банкнот мелкого достоинства в Китае не было, ими пользовались лишь при заключении крупных сделок. Бумажные деньги содержали имена и печати официальных должностных лиц, производивших выпуск банкнот. В 812 году правительство попыталось взять выпуск фэй-цянь в свои руки, но этот опыт не прижился из-за высоких процентов с вклада, достигавших 10%, которые установил столичный департамент финансов.

Первые бумажные деньги появились во Франции в 1718 году , в Австрии — в 1762 году, в России же первые бумажные деньги стали печатать в 1769 году.

В настоящее время количество разнообразных денежных знаков постепенно уменьшается, переход к евро привел к тому, что многие из нас не могут подержать в руках красивейший голландские гульдены или шведские марки.

Для того чтобы привлечь внимание нумизматов, небольшие государства вкладывают огромные денежные средства в печать собственных купюр, часто, бумажные денежные знаки отображают исторические события или портреты известных деятелей государства.

Технология печати банкнот

При печати банкнот разные страны используют различные материалы, в настоящее время денежные знаки печатаются на бумаги, шелке, металле или пластике. Одним из основных способов защиты денежных средств являются водяные знаки, которые появляются на купюрах в процессе изготовления бумаги.

Первоначально не было возможности изготавливать водяные знаки сложной формы, но с течением времени

технологии позволили размещать на купюрах изображения в виде водяных знаков, которые отображали не только номиналы купюр, но и более сложные надписи или рисунки.

Номиналы купюр зависят от экономического положения страны. Известно, что после революции в России многие люди ходили на рынок с рулонами купюр, которые практически не имели никакой защиты, а в Индии до сих пор принято прокалывать и сшивать купюры в огромные пачки.

Известны случаи, когда перед началом военных действий страну наводняли подделки, которые изготавливались захватчиками. Перед войной с Россией, Наполеон изготовил огромное количество подделок, которые были заброшены на территорию нашей страны. После окончания отечественной войны 1812 года, российские деньги получили более сложные системы защиты.

Не каждая бумага пригодна для печати банкнот, нужна отдельная, высшего сорта, которая обладает определенными техническими и потребительскими свойствами. От бумаги зависит высокое качество и износоустойчивость будущих денег. Известно, что бумагу для денег изготавливают на Ленинградской и Краснокамской фабриках Гознака на специфическом оборудовании по засекреченной прогрессивной технологии.

Каждый день банкноты подвергаются многочисленным манипуляциям: их вынимают и кладут, их сгибают, они переходят из рук в руки, их пересчитывают. Поэтому, особое внимание уделяется их износоустойчивости. Существует два основных показателя износоустойчивости: сопротивление излому и разрыву, которое нормируется техническими условиями. Существует такой прибор, как фальцер, на котором проводят испытания бумаги на излом.

В фальцере бумага подвергается многократному складыванию и разгибанию до тех пор, пока не разорвётся. Норма для денежной бумаги равна нескольким тысячам двойных перегибов, а для офисной — 20 двойных перегибов. Динамометр используется для тестирования материалов на устойчивость к разрыву. Величина выражается расчетной длинной в метрах полосы бумаги, которая разрывается под действием своего веса. У бумаги для производства денег эта величина равна нескольким тысячам метров, в то время как у обычных бумаг показатели гораздо ниже. Есть еще один важный показатель — это сопротивляемость бумаги к надрыву кромки, но не нормируется техническими условиями.

Деньги печатают типографским или орловским способом. Процесс тиражирования никогда не обходится без повреждений бумаги (разрыв волокон, плохо отрегулированное давление). Поэтому, при изготовлении бумаги для денег, ей придают особую светопрочность, добиваются определенной степени белизны, непрозрачности и механической прочности. Достигнуть долгого «нестарения» помогает еще одна хитрость: большой процент льняных и хлопковых волокон в бумажном полотне. Еще один немаловажный показатель качественности денежных бумаг — это хорошая закрепляемость красочного слоя и его устойчивость к истиранию.

Главный элемент защиты всех ценных бумаг — водяные знаки. Их наносят на бумагу еще в процессе изготовления, и они отлично защищают от подделок. Водяные знаки в виде портретов и разных рисунков требуют изготовления клише и также добавляют банкнотам художественную ценность.

Водяной знак (также филигрань) — видимое изображение или рисунок на бумаге, который выглядит светлее при просмотре на просвет (или темнее при просмотре в отражённом свете на тёмном фоне). Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика или эгутёра (дендироли, ровнителя) в бумагу в процессе её изготовления. При отливе бумаги на разных участках специально формируются слои с различной толщиной. Для этой цели были созданы специальные технологии для формирования повторяющихся рисунков — узоров и иллюстраций, расположенных в нужных местах банкнот.

В специальных мастерских по рисункам делают дендироли и штампы. Дендироль или ровнитель — лёгкий валик, покрытый материалом, похожим на оконную сетку, на которой нанесён рельефный рисунок. Граверы вместе с другими специалистами переносят фотографии и творения художников на дендироль. Ровнитель крепится на сетке бумагоделательной машины, при вращении которого и отпечатывается (вдавливается) рисунок. Подобным способом формируются общие водяные знаки (узоры).

Штампы используются для получения местных художественных знаков. Но в промышленных масштабах бумагу для будущих денежных знаков изготавливают на цилиндрической бумажной машине. Вот на такой сетке, с отштампованными рисунками знака, создаются условия для получения зафиксированного многотонового художественного изображения, что обеспечивает точное совпадение местной иллюстрации с печатным изображением. Водяные знаки-портреты сложны в изготовлении и требуют специального оборудования, их очень сложно подделать. И без стандартной столовой бумагоделательной машиной здесь не обойтись. Иногда водяные знаки настолько искусны, что они близки к произведениям изобразительного искусства. К таким можно отнести портреты на денежных знаках времен Перта I, Екатерины II и В.И. Ленина.

В качестве дополнительных защитных элементов используют тонкие цветные нити, металлизированную нить, волокна, которые видны лишь в свете лучей определенного спектра.

В настоящее время ручной труд рабочих на операции дефектовки купюр из пачки, полностью заменён сортировочно-счётными машинами. Также оборудование комплектует годные банкноты в блоки по 100 экземпляров. Затем блоки формируют в пачки по 1000 комплектов, обандероливаются и пакуются в термоплёнку.

Заказать печать денег в обычной типографии естественно невозможно — это привилегия государственных органов и предприятий.

Как печатают доллары

В настоящее время доллар является одной из самых популярных валют. Для изготовления долларовых купюр используется специализированная бумага, которая на 25 % состоит из льняной нити и на 75 % — из хлопковой, бумага для печати американских денег имеет оригинальный цвет, а также небольшие шелковые вкрапления, которые видны в ультрафиолетовом свете.

Печать долларов происходит на длинных рулонах бумаги, ширина которого составляет 64,26 сантиметра, а длина 7–8 тысяч метров. Каждая купюра может иметь отклонение по размерам, которое не может превышать 2 миллиметров.

Вес каждой купюры составляет около 1 грамма, а для того чтобы купюра пришла в негодность, необходимо согнуть ее в одном месте не менее 4000 раз. Основным секретом изготовления доллара является состав краски, который используется при печати купюр.

Для печати лицевой стороны американских денег используется черная краска, которая обладает магнитными свойствами. Для печати оборотной стороны купюры используют зеленоватую краску, которая наоборот, не обладает магнитными свойствами. Именно из-за зеленой краски доллар и получил множество жаргонных названий.

Технология печати доллара довольно сложна, бумагу пропускают через три печатных валика, которые используются для металлографического способа печати. Первоначально печатается оборотная сторона купюры, затем купюра сушится при температуре 135 градусов Цельсия, а после печатается лицевая сторона купюры. В настоящее время при печати долларов используются различные виды защиты, такие как микропечать или защитные нити. Для борьбы с фальшивомонетчиками, дизайн долларовых купюр изменяется один раз в 7–10 лет.

В среднем, купюра в один доллар «живет» около 2 лет, купюра в 100 долларов может находиться в обороте до 5 лет.

Одной из самых красивых американских купюр является купюра в 2 доллара. Выпуск ее был прекращен в 2003 году из-за слишком высокой стоимости печати. Посмотреть, как выглядит данная банкнота, можно здесь .

Как печатают евро

Евро в настоящее время является одной из самых защищенных валют. Все купюры евро существенно отличаются по размеру друг от друга, что создает некоторые неудобства для туристов, далеко не всегда купюру удобно носить в кошельке.

При печати евро, традиционно, используются водяные знаки, на которых обозначен как номинал купюры, так и изображение, которое находится на лицевой стороне. В середине купюры находится металлическая нить, на которой расположена надпись евро и номинал купюры. На лицевой стороне евро в левом нижнем углу находится микротекст, который соответствует номиналу купюры.

Одним из наиболее технически сложных способов защиты купюры от подделки является голографический рисунок, который «вплетен» в структуру купюры. Еще одним способом защиты купюры является перфорация, которая обозначает ее номинал. При печати евро также используются флюорисцентные чернила и штриховые узоры.

Технология печати евро также весьма разнообразна, при печати денег используется двухцветная металлография, офсетный способ, а также высокий способ печати и рельефные методы печати.

Для защиты европейских денег — евро от подделок, применяется оригинальный метод «контрольной суммы». Если сложить все цифры номера купюры и добавить порядковый номер буквы латинского алфавита, которая напечатана на купюре, то должна получиться цифра 8.

Источник: www.genon.ru

Категория: Банки

Похожие статьи:

привлечь деньги - Самое интересное в блогах

Как вернуть деньги, если банк банкрот

Как перевести деньги с билайна на билайн

Как привлечь деньги в дом: Способы привлечения денег

Как заработать большие деньги

profinances24.ru


Смотрите также